1. Введение
С распространением сети Интернет и IT-технологий уже несколько десятков лет изменяется уклад жизни людей и общества в целом. Происходит интеграция различных сфер экономики с IT-технологиями, и даже медицина, которая долгие годы была очень консервативной отраслью, не осталась в стороне.
Диджитализация здравоохранения происходила постепенно, но особые обороты этот процесс стал набирать с 2010 года, когда Интернет стал активно использоваться для привлечения первичных пациентов в медицинские организации.
В 2015 году в законную силу вступил Приказ Мин.Здрава России 956н, который обязует медицинские организации иметь сайт, а также размещать на его страницах широкий перечень информации, который регламентируется данным Приказом.
В 2014-2016гг. произошло широкое распространение социальной сети Инстаграм, где большинство специалистов здравоохранения и медицинских организаций и по настоящее время собирают свою аудиторию, а также используют эту площадку в качестве источника привлечения пациентов.
Вскоре после этого активно стали развиваться SMM, SEO–продвижение, контекстная и таргетированная реклама, управление репутацией, партизанский маркетинг, контент-маркетинг, email-маркетинг и полный спектр маркетинговых активностей в Интернет, который главным образом был направлен на привлечение первичных пациентов и увеличение лояльности к бренду медицинской организации. Этим и по настоящее время активно занимаются медицинские организации, а помогают им агентства, специализирующиеся на медицинском маркетинге.
Новым веянием в диджитализации медицины стал «Закон о телемедицине», который вступил в силу с 1 января 2018 года. К этому времени уже однозначно сформировалось понятие «цифровая медицина».
Цифровая медицина – это область медицины, включающая в себя научно-практический подход к профилактике, диагностике и лечению нозологий, сохранению здоровья, продлению и улучшению качества жизни людей, с использованием цифровых технологий здравоохранения, аккумулирующих, поддерживающих и стимулирующих развитие системы научных знаний в области здравоохранения, при помощи ресурсов и сервисов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет. Является результатом компьютеризации и диджитализации медицины.
В ходе диджитализации медицины появилось большое количество интернет-проектов и сервисов, которые в настоящее время сформировали цифровую медицину как полноценную отрасль, интегрирующую элементы здравоохранения и IT.
Развиваются площадки для онлайн-записи пациентов в клиники, агрегаторы, сайты-отзовики, медицинские информационные системы, mHealth, eHealth, медицинские сервисы и информационные продукты, биохакинг, симптом-чекеры, электронные медицинские карты, Big Data, 3D-печать, роботостроение, мобильные клиники, дополненная реальность, блок чейн, и, наконец, сервисы для телемедицинских консультаций, а также машинное обучение, искусственный интеллект в области медицины и многое другое.
Следствием появления большого количества сервисов и продуктов цифровой медицины и низкого контроля со стороны законодательства стал выход на рынок медицинских услуг некачественных сервисов и продуктов, а также недобросовестных организаций. И поскольку в цифровой медицине часто непросто разобраться конечному интернет-покупателю, а следовательно, легко «попасться на удочку» злоумышленников и/или использовать сервисы, которые не полностью соответствуют личным требованиям и ожиданиям, авторы настоящей публикации взяли на себя смелость предложить свою классификацию цифровой медицины в 2020 году, разработанную для медицинских ассоциаций, а также для медицинских организаций, специалистов здравоохранения и иных конечных пользователей.
Предлагаемая классификация сервисов в цифровой медицине: