Реклама, продажи, разработка сайтов и репутация
Обучение специалистов
Разработка маркетинговой стратегии для клиники

Цифровая медицина

Карта рынка цифровой медицины России 2020

Авторы: Котляр Владислав Альбертович, Безрукова Наталья Эдуардовна

Карта рынка цифровой медицины России 2020

Котляр Владислав Альбертович
Руководитель агентства медицинского маркетинга «Medicine Group»
Москва, Россия
е-mail: info@medicine-group.ru
тел.: +74993993177

Безрукова Наталья Эдуардовна
Финансовый Факультет
Финансовый университет при Правительстве РФ
Москва, Россия
е-mail: bezrukovanatali@bk.ru
тел.: +79155733114

Научный руководитель: Азарова Светлана Петровна
к.э.н. доцент к/н
Финансовый университет при Правительстве РФ
Москва, Россия
е-mail: sazarova@fa.ru
Аннотация: Статья посвящена вопросам осуществления медицинских услуг посредством диджитал-каналов. С целью привлечения первичных пациентов в медицинские организации стала активно развиваться цифровая медицина. Рассмотрены отношения основных российских регуляторов цифровой медицины и главные направления регулирования данной области. Появление большого количества интернет-проектов поспособствовало разработке классификации сервисов и компаний, работающих в области цифровой медицины в России.

Ключевые слова: цифровая медицина, электронная медицина, цифровое здравоохранение, digital-маркетинг, телемедицина, искусственный интеллект
Digital medicine market map of Russia 2020

Abstract: The article is devoted to the issues of providing medical services through digital channels. In order to attract primary patients to medical organizations, digital medicine began its active development. The relations between the main Russian regulators of digital medicine and the main directions of regulating this area are considered. The emergence of a large number of Internet projects contributed to the development of a classification of services and companies working in the field of digital medicine in Russia.

Keywords: digital medicine, e-medicine, digital health, digital marketing, telemedicine, artificial intelligence

1. Введение
С распространением сети Интернет и IT-технологий уже несколько десятков лет изменяется уклад жизни людей и общества в целом. Происходит интеграция различных сфер экономики с IT-технологиями, и даже медицина, которая долгие годы была очень консервативной отраслью, не осталась в стороне.

Диджитализация здравоохранения происходила постепенно, но особые обороты этот процесс стал набирать с 2010 года, когда Интернет стал активно использоваться для привлечения первичных пациентов в медицинские организации.

В 2015 году в законную силу вступил Приказ Мин.Здрава России 956н, который обязует медицинские организации иметь сайт, а также размещать на его страницах широкий перечень информации, который регламентируется данным Приказом.

В 2014-2016гг. произошло широкое распространение социальной сети Инстаграм, где большинство специалистов здравоохранения и медицинских организаций и по настоящее время собирают свою аудиторию, а также используют эту площадку в качестве источника привлечения пациентов.

Вскоре после этого активно стали развиваться SMM, SEO–продвижение, контекстная и таргетированная реклама, управление репутацией, партизанский маркетинг, контент-маркетинг, email-маркетинг и полный спектр маркетинговых активностей в Интернет, который главным образом был направлен на привлечение первичных пациентов и увеличение лояльности к бренду медицинской организации. Этим и по настоящее время активно занимаются медицинские организации, а помогают им агентства, специализирующиеся на медицинском маркетинге.

Новым веянием в диджитализации медицины стал «Закон о телемедицине», который вступил в силу с 1 января 2018 года. К этому времени уже однозначно сформировалось понятие «цифровая медицина».

Цифровая медицина – это область медицины, включающая в себя научно-практический подход к профилактике, диагностике и лечению нозологий, сохранению здоровья, продлению и улучшению качества жизни людей, с использованием цифровых технологий здравоохранения, аккумулирующих, поддерживающих и стимулирующих развитие системы научных знаний в области здравоохранения, при помощи ресурсов и сервисов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет. Является результатом компьютеризации и диджитализации медицины.

В ходе диджитализации медицины появилось большое количество интернет-проектов и сервисов, которые в настоящее время сформировали цифровую медицину как полноценную отрасль, интегрирующую элементы здравоохранения и IT.

Развиваются площадки для онлайн-записи пациентов в клиники, агрегаторы, сайты-отзовики, медицинские информационные системы, mHealth, eHealth, медицинские сервисы и информационные продукты, биохакинг, симптом-чекеры, электронные медицинские карты, Big Data, 3D-печать, роботостроение, мобильные клиники, дополненная реальность, блок чейн, и, наконец, сервисы для телемедицинских консультаций, а также машинное обучение, искусственный интеллект в области медицины и многое другое.

Следствием появления большого количества сервисов и продуктов цифровой медицины и низкого контроля со стороны законодательства стал выход на рынок медицинских услуг некачественных сервисов и продуктов, а также недобросовестных организаций. И поскольку в цифровой медицине часто непросто разобраться конечному интернет-покупателю, а следовательно, легко «попасться на удочку» злоумышленников и/или использовать сервисы, которые не полностью соответствуют личным требованиям и ожиданиям, авторы настоящей публикации взяли на себя смелость предложить свою классификацию цифровой медицины в 2020 году, разработанную для медицинских ассоциаций, а также для медицинских организаций, специалистов здравоохранения и иных конечных пользователей.

Предлагаемая классификация сервисов в цифровой медицине:
Подводя итог стоит отметить, что цифровая медицина в современном мире играет одну из ключевых ролей в медицине, медицинском маркетинге и так далее. Однако нормативно-правовая база значительно уступает в развитии. Отсутствие многих законодательных актов порождает хаос в цифровой медицине. Огромное количество медицинских сервисов и компаний вводит в заблуждение и пациентов, и врачей, и иных пользователей. В приведенной выше классификации мы постарались структурировать данные сервисы в соответствии с запросами потребителей.

Список использованных источников:

1. Классификация мобильных медицинских приложений, принципы и этические стандарты для их имплементации в клиническую практику/ Сошников С.С., Горкавенко Ф.В., Владимиров С.К., Ночёвки Е.В., Борисенко А.А., Котляр В.А., Фролкова А.Б.// Медицинские технологии. Оценка и выбор. - №3 – 2017.- с.56

2. Цифровое здравоохранение. Необходимость и предпосылки/ Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Замятин М.Н.//Врач и информационные технологии. - №3- 2017. – с.9

3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 N 242-ФЗ

4. Приложение 2. Характеристика телемедицинских сервисов по типу деятельности, вариантам программного обеспечения, облачного хранения, возможности интеграции данных с медицинских изделий и степени защиты данных. https://evercare.ru/news/obzor-telemedicinskikh-servisov

Получить предложение по комплексному продвижению медицинских услуг в Интернете

Оставьте контакты, мы предложим Вам стратегию продвижения в Интернете
Нажимая "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
У Вас остались вопросы? Специалисты компании Medicine Group с удовольствием ответят на них! Обратитесь за консультацией, заказав обратный звонок на нашем сайте.
Заказать обратный звонок